kalabs (postaless) wrote,
kalabs
postaless

Categories:

Карл Густав фон Розен



Шведский аристократ и племянник Германа Геринга, Карл Густав фон Розен был человеком удивительной судьбы. В начале своей лётной карьеры успел побывать пилотом воздушного цирка, лётчиком Красного Креста во время итальянского вторжения в Эфиопию, а также пилотировал купленный на собственные деньги бомбардировщик во время советско-финской войны. Позже его послужной список пополнился должностями лётчика гражданских авиакомпаний и личного пилота генерального секретаря ООН. А в 1968 году фон Розен ввязался в опасную гуманитарную миссию в мятежной провинции Нигерии Биафре.

Родился в 1909 году в Швеции.
Уже с ранних лет интересовался всякой техникой-механикой, а особенно - самолётами.
Не в последнюю очередь, под впечатлением от своего родственника Германа Геринга (жена Геринка Карин была тётей Карла Густава). Тогда ещё не сделавшего карьеру в НСДАП и не ставшего командиром Люфтваффе, но уже успевшего прославиться в Первую Мировую как лётчик-ас, а после войны работавшего пилотом "воздушного такси" в Svenska Lufttrafik.

Сам фон Розен стал сначала механиком, а потом и пилотом в путешествовавшем по Швеции воздушном цирке. Там-то он и поднабрался всяких аэробатических трюков, неоднократно помогавших ему впоследствии.

Когда Италия Муссолини вторглась в Эфиопию, фон Розен отправился туда в качестве пилота гуманитарной помощи.
Поскольку итальянцы в ту войну нарушали практически все возможные конвенции и условности того времени, то и Красный Крест был для них вполне легитимной целью.
Фон Розену удалось уйти живым от нескольких атак итальянских лётчиков - благодаря своим навыкам циркового пилота...

Вернувшись из Эфиопии, он устроился в голландскую KLM, первую коммерческую авиакомпанию в мире, и быстро стал их ведущим пилотом.
Когда в 1940 году началась Зимняя война, фон Розен уволился и полетел в Финляндию бомбить советские войска.

Год спустя Германия захватила Нидерланды, и граф перебрался в Англию, где и предложил свои услуги в качестве боевого пилота. Однако, к вящему его разочарованию, принят он на службу не был, ввиду родственных связей с Герингом - тогда уже врагом... Пришлось ему вернуться в KLM, и пилотировать рейсы на одной из самых опасных регулярных линий - Лондон-Лиссабон.

После войны Карл Густав возвращается в любезную его сердцу Эфиопию, и трудится там несколько лет в качестве инструктора местных ВВС.
Потом становится личным пилотом второго генсека ООН Дага Хаммаршольда. В 1961 году, в ходе посреднической миссии в Конго, Хаммаршольд погибает (принято считать, что его самолёт был сбит) - но как раз в этот день фон Розен болел, и таким образом остался в живых...

7 лет спустя, узнав о кошмарной ситуации в Биафре, а также об атаках нигерийских ВВС на самолёты с гуманитарной помощью, он (при помощи французских спецслужб) фактически создаёт "ВВС Биафры".

У "ВВС Биафры" было, конечно, некоторое количество старья из классического набора африканских повстанцев (парочка B-25 Mitchell, пара A-26 Invader и несколько других), но сколько-нибудь существенной роли в войне оно не сыграли.

Что же делает фон Розен? Он закупает в Швеции 5 одномоторных гражданских самолётов MFI-9s фирмы SAAB. Гражданские-то они, конечно, гражданские, но фон Розен знает, что исходно разрабатывались они в качестве лёгких штурмовиков. В каковом качестве (перекрашенные в камуфляжные цвета и с вооружением из 12 французских неуправляемых ракет SNEB) они и использовались. Пилотировали их шведские пилоты - друзья Карла Густава, а позже и обученные биафранцы.

В ходе внезапных атак на нигерийские аэродромы в мае 1969 года были уничтожены (на земле) несколько истребителей МиГ-17, а также 3 из 6 имевшихся у нигерийских ВВС бомбардировщиков Ил-28. Впрочем, данные противоречивы, и каждая сторона, естественно, подправляет их в более выгодном (или менее невыгодном) для себя направлении. Однозначно можно сказать, что нигерийские ВВС были в шоке, и на некоторое время их действия были нарушены.

Собственно, фон Розеном был придуман и термин MiniCOIN (Counter Insurrection; хотя в данном случае это были, как раз, скорее, pro-insurrection...) для подобного рода самолётов малой авиации, перепрофилированных для "конфликтов низкой интенсивности".

Закончил свою карьеру граф вполне под стать всей своей жизни.

В 1977 году, в ходе Огаденской войны между Эфиопией и Сомали, фон Розен пилотировал самолёт, перевозивший гуманитарную помощь для беженцев.
В ходе внезапной вылазки просомалийских партизан он был убит. Правда, на земле, не за штурвалом...
Tags: общественная палата
Subscribe
promo postaless april 30, 2018 16:39 2
Buy for 10 tokens
Вторая мировая война закончилась в 1945 году. За это время Германия превратила себя в процветающую страну с идеальными дорогами, качественными товарами и вежливыми людьми. Союзник Оси Япония, не прожив после войны и столетия, совершила цифровой скачок в следующий век. Японских учёных ценят во всём…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments