kalabs (postaless) wrote,
kalabs
postaless

Category:

Как Россия потеряла Ближний Восток

Подход российских политиков к проблемам Ближнего Востока (особенно после того, как вспыхнули арабские революции) вызывает ряд вопросов к внешней политике Москвы в этом регионе и факторам, которые ее определяют. Путинская Россия желает играть роль могущественной сверхдержавы с обширным влиянием. Москва стремится держать вожжи в своих руках по всем горячим вопросам. Но, очевидно, у нее нет ни компетентности для решения такого рода проблем, ни возможностей, ни веса для того, чтобы играть такую роль в экономической, военной, политической, культурной плоскостях.

Россия в большей степени походит на рентоориентированное государство. Главная опора ее экономики — продажа нефти, газа и оружия. При падении цен на нефть экономика России начинает шататься, а производственный потенциал в области промышленности и сельского хозяйства снижается. Все, кто бывал в Москве, наверняка обратили внимание на то, что более 99% автомобилей на улицах города произведены не в России (как в любой столице страны третьего мира).

Внешняя политика, лишенная ориентиров

Вопросы к российской внешней политике касаются прежде всего профессиональных способностей тех, кто ее определяет, и в первую очередь официальных лиц министерства иностранных дел (МИД), которым многие годы управляет Сергей Лавров. Российские власти были некомпетентны в своих подходах к региональным проблемам и не скрывали своих враждебных и диссидентских позиций в отношении новых событий и изменений в регионе. Большинству арабских народов непонятна политика России, и не вызывает удивления, что они ее осудили.

Российские официальные лица в своей политике не опирались на какую-либо методологию или основополагающие принципы тех или иных отраслей знания. Ту или иную позицию страны диктовали, главным образом, интересы российских компаний, а не долгосрочные интересы России. Кроме того, ближневосточная политика Москвы отражала беспокойство России о том, что активность народных масс на Ближнем Востоке может быстро перенестись в регионы Российской Федерации и повлиять на российское общество. Но эти же факторы обострили реакцию в отношении проблем, ответственность за которые Запад (Европа и НАТО) возложил на руководство Москвы. И поэтому российские политики стали говорить о том, что за арабскими революциями и восстаниями стоят заговоры Запада и НАТО.

Хаос и неудачи, сопутствующие России во внешней политике, некоторые директивные органы в этой стране оправдывали тем, что «они предпочитают стабильность в арабском мире и склонны рассчитывать на инвестиции, которые обещают союзы и отношения с бывшими арабскими режимами». Российские власти с опаской подходили к справедливым требованиям и мирным протестам народов на Ближнем Востоке. Вот факты: Россия выступала против восстаний и революций, ветер которых бил арабским режимам в лицо с декабря 2010 года и привел к смене правящих элит в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене (и до сих пор продолжает борьбу с деспотичным режимом в Сирии).

Все, кто внимательно следит за позицией России в отношении революций и перемен, происходящих в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене и Сирии, согласятся, что она по-прежнему опирается на наследие периода холодной войны и строит свою политику в формате реакций на позиции Европы и НАТО. Кроме того, Россия обеспокоена тем, что трансформации в некоторых арабских странах создают новые сферы влияния для Запада. Но эта ситуация нисколько не оправдывает действий России, которые идут наперекор желанию арабских народов защитить свое достоинство, добиться свободы, демократии и улучшения условий жизни.

Единственное, что волнует российские власти, — экономические интересы, подсчет прибылей и убытков. Они видят, что западные санкции в отношении Ирана лишили Москву 13 миллиардов долларов. На оружейных контрактах с Ливией русские потеряли более четырех миллиардов.

Сирийский кризис показался удачной возможностью

Несомненно, у России в Сирии есть обширные интересы. Москва продает в Сирию оружия на миллиарды долларов. По данным британской корпорации BBC, в январе 2012 года в Сирию пошло 10% всех продаж российского оружия, на языке денег это 1,5 миллиарда долларов в год. По оценкам Стокгольмского международного института исследований проблем мира, 72% вооружений, которыми обладает сирийский режим, были получены из России.

Очевидно, что позиция России в отношении событий в Сирии, которой она придерживается уже четыре с лишним года, никак не связана с гуманным или этическим аспектом. Российских политиков не волнуют ни идеология, ни какие-либо принципы. И так было всегда. То же самое, пусть и в разной степени, характерно для позиций всех «сверхдержав» и влиятельных государств на международной арене.

Судя по всему, российские власти пожелали использовать сирийский кризис, чтобы продемонстрировать силу и влияние в сфере международных кризисов. Они объявили, что на ближневосточную арену возвращается российский игрок. Русские посчитали, что в ходе ливийской революции Запад оттеснил и проигнорировал их. А они хотели, чтобы западные страны считались с ними при решении международных проблем и кризисов.

Идея, лежавшая в основе этого возвращения, заключалась в том, что российские власти рассматривали сирийский кризис как многосторонний, международный конфликт, имеющий разные пласты как внутри, так и снаружи. Русские посчитали необходимым защитить сирийский режим, чтобы не дать западным странам заполучить их важнейший оплот в регионе.

Поэтому русские обеспечили режим политическим прикрытием и посчитали события в Сирии внешней борьбой. Глава МИД Сергей Лавров постоянно говорил о «террористических группах», «вооруженных бандах», «внешнем заговоре», жертвой которого стала Сирия, и иностранном военном вмешательстве.

Лавров даже начал рассматривать сирийский кризис как международный и региональный спор, в который Россия должна быть активно вовлечена. Так Москва (и прежде всего потому, что она прекрасно знает, что США не склонны и не готовы осуществить прямое военное вмешательство в Сирию) сможет заполнить вакуум в этой стране. Сирия обладает для России большим геополитическим значением в регионе. США на фоне очевидного вмешательства Ирана предпочитают пустить сирийский кризис на самотек. Крах, распад Сирии, ее втягивание в холостую войну между шиитскими и суннитскими радикалами нисколько не волнуют США.

Российские политики мобилизовали всю свою дипломатическую и политическую энергию для сирийской схватки. Они четырежды использовали право вето, чтобы не допустить принятия Советом Безопасности (СБ) ООН международной резолюции, которая поддержала бы изменения в Сирии. Они обеспечили выполнение подписанных оружейных контрактов, предоставили экспертную поддержку силам безопасности и военным.

Позиция РФ в СБ ООН стала выражением намерения обойти конкурентов и провалить их проекты. При этом США и западным странам представилась возможность указать на Россию и Китай как на виновников кровопролития и гуманитарной трагедии, которые должны нести груз ответственности за затягивание сирийского кризиса.

Русским вскоре пришлось расплачиваться за такой подход к Западу, его планам и событиям в арабском мире. Они ошиблись при подсчете геополитических и экономических прибылей-убытков. Из-за своей скептической позиции в отношении преобразований, которые арабские революции осуществили в Тунисе, Египте, Ливии и Йемене, они проиграли стратегически и экономически. Речь шла не только о прямой угрозе, которая могла последовать от дислоцированного в Турции радара ПРО, в Сирии их действами руководило беспокойство потерять флот в порту Тартус (который стратегически расположен на побережье Сирии и обеспечивает России возможность влиять на ситуацию в акватории Средиземного моря).

В российских политических кругах доминирует точка зрения, что сохранение сирийского режима обеспечит России значительное влияние в урегулировании тех или иных проблем Ближнего Востока, а в будущем — в поисках решения с Ираном в связи с его ядерным досье. Эта мысль даже может служить моделью, по которой в рамках политики создания новых союзов в регионе, где Россия — основная ось и главный игрок, будет выстраиваться ее взаимодействие с Ираном, Ираком и Ливаном.

Безуспешные встречи в Москве

В интересах России было не дать сирийскому кризису выйти на международный уровень. В силу исторических отношений с Сирией Россия даже могла сыграть позитивную роль в этом кризисе, внести вклад в открытие политической арены, которая была закрыта режимом с первого дня революции. Но позиция России способствовала еще большему уплотнению стен сирийского кризиса.

Российский МИД пожелал воспользоваться политической брешью, созданной администрацией США в сирийском деле, но и здесь российские дипломаты не проявили великодушия. Эта скупость воплотилась в проведении консультативного совещания между делегациями режима и оппозиции (оппозиции, которая выступает не против режима, а, скорее, за него) в Москве 26-29 января 2015 года. Затем последовала повторная инициатива: 6-9 апреля в Москве состоялась вторая такая встреча. Но и она завершилась ничем.

Два провальных раунда переговоров показали, что усилия, потраченные российскими политиками, и идеи, предложенные ими для решения сирийского кризиса, не смогли выйти на уровень полноценной инициативы, имеющей надежную основу и получившей определенное признание. Эти действия не нашли международной поддержки со стороны вовлеченных в сирийский кризис стран. Поэтому все выглядело так, будто русские воспользовались политическим вакуумом (на фоне того, что другие игроки ничего не делают для решения этого кризиса) и попытались заполнить его.

Эта ситуация показала, что российские политики придают значение не столько содержанию, сколько форме. Поэтому московские консультации не дали каких-либо значимых результатов. Они нисколько не продвинули стороны к достижению консенсуса или заключению договоренности по дальнейшим шагам — даже не дали предпосылок к политическому решению сирийского кризиса. А страна между тем стояла перед лицом разрушительной катастрофы, подобия которой она не видела ни в древней, ни в современной истории.

Провал консультаций по Сирии в Москве, спонсированных российским МИД, вызвал множество сомнений по поводу роли и возможностей России в сирийском кризисе, поставил под сомнение ее политику на всем Ближнем Востоке. Как отмечают приближенные к Кремлю круги, в администрации Путина назревает беспокойство относительно внешней политики России.

Дипломаты Москвы еще не успели осмыслить причины провала московских консультаций, как получили новую пощечину: СБ ООН принял резолюцию номер 2216 по событиям в Йемене. Резолюция потребовала от хуситов прекратить насилие и вывести их силы из Саны и других регионов. Кроме того, документ ввел запрет на поставки оружия хуситам и силам свергнутого президента Али Абдаллы Салеха (Ali Abdullah Salih). Эта ситуация означает поражение российской политики — Москва поддерживает хуситов, которых она рассматривает в качестве рычага иранского вмешательства в Йемене.

Автор — сирийский писатель и исследователь, автор статей, периодически публикуемых в арабской прессе, и книг «Новая империя: изменение понятий и разница в правах», «Современные критические тенденции», «Американский радикализм», «Иракская война и ипотека будущего».

Взгляды, представленные в этой статье, принадлежат исключительно автору и могут не отражать редакционную политику Al Jazeera.

Tags: ближний восток, власть, россия
Subscribe
promo postaless april 30, 2018 16:39 3
Buy for 10 tokens
Вторая мировая война закончилась в 1945 году. За это время Германия превратила себя в процветающую страну с идеальными дорогами, качественными товарами и вежливыми людьми. Союзник Оси Япония, не прожив после войны и столетия, совершила цифровой скачок в следующий век. Японских учёных ценят во всём…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments